В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним — интерьер крестьянской избы. Входит ведущая — воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона. Ведущая. Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Россия-мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, Когда б ты говорить могла, То многое бы рассказала. Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу — 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу. Почему дети радуются снегу? Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне? Какую работу выполняли женщины? Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи. В народном календаре зима — самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек. Занавес открывается, горят свечи, ведущая входит в избу. Ведущая. Зимний вечер темен, долог, Насчитаю сорок елок, То носочек повяжу, То немного попряду. Позову-ка я ребят на посиделки! Будут песни, будут пляски и игра в горелки. Эй, девчонки-девчушки, Веселушки, хохотушки! Эй, мальчишки-молодцы, Озорные удальцы, Приходите поплясать, Зимний вечер скоротать! Входят дети с угощением. Дети. В избу твою жаркую Мы пришли с подарками. Ведущая. Проходите, гости дорогие, проходите. Милости прошу. Проходите да усаживайтесь. (Дети рассматривают угощение). Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи. А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу — помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот — приносили им пищу, вместе убирали урожай. А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте. Хозяин весел — и гости радостны. Гость доволен — и хозяин рад. Гостю щей не жалей, погуще влей! Для дорогого гостя и ворота настежь. Что ни есть в печи, все на стол мечи! Много гостей — много и новостей. Худо тому, кто добра не делает никому. Доброе дело два века живет. С миру по нитке — голому рубашка. Добра желаешь, добро и делай. Живи для людей, поживут и люди для тебя. Как аукнется, так и откликнется. Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду. Ведущая. Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется». А сейчас, мальчишки, В круг вставайте поскорей Да пляшите веселей. Мальчики повязывают платочки. Мальчики. Начинаем петь частушки, Просим не смеяться, Тут народу очень много, Можем растеряться. Хором. Ой, бяда, бяда, бяда, В огороде лебяда, Черемуха белая, Что любовь наделала. Мальчики. Моя милая красива, За рекой она жила, Захотела повидаться, В решете переплыла. Я нашел себе невесту, Говорят, богатая. Две подружки у нее И коза рогатая. Я вам, дедушка Иван, Посадил кошку в карман. Кошка плачет и рыдает, Громко дедушку ругает. На болоте, на снегу, Укусил комар блоху. Сидит заяц на березе, Умирает со смеху. А у нас во дворе Квакали лягушки, А по лужам босиком Прыгали девчушки. Я иду, иду, иду, Собаки лают на пруду. Какого шута лаете? Ведь вы меня не знаете. Ведущая. Эй, девчонки-хохотушки, Запевайте-ка частушки. Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей. Девочки. Разрешите поплясать, Разрешите топнуть. Неужели в этом доме Половицы лопнут? Хором. Здорово, здорово У ворот Егорова, А у наших у ворот Все идет наоборот. Не ругай меня, мамаша, За помаду и духи, Ведь не ты же покупала, Покупали женихи. Я качалась на качели, Потеряла брошку, Не ругай меня, мамаша, Я люблю Алешку. Выйду, выйду я плясать В новеньких ботинках, Все ребята говорят, Что я, как картинка. Ярославские ребята Невелики — удалы. Нашу курочку рябую На веревочке вели. Не ругай меня, мамаша, Что я простудилася. Я у Коли в коридоре Танцевать училася. Мой дружочек, ох, хороший, Да росточком очень мал, Проводил меня до дому, Я чихнула, он упал. Я девчонка боевая И нигде не пропаду. С самолета упаду, Отряхнуся и пойду. Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали. Ведущая. Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас. Звучит фонограмма. Ведущая. Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радуют кого-то Наших прадедов работы. Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час. Дети с родителями занимаются рукоделием, плетут веревочки. Звучит фонограмма. Ведущая. Россия, Россия, края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Раздольные песни поют. Дети вместе с родителями поют песню «Здравствуй, гостья зима». Ведущая. А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки. Разыгрывается песенка-шутка: «Кум-воробей и кума». — Дома ли воробей? — Дома, кумушка. — Что же он делает? — Болен лежит. Болят, болят пяточки. — Сходи, кум, в огород, сорви травки-мяточки, припарь себе пяточки. — Парил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает! — Дома ли воробей? — Дома, кумушка. — Что же он делает? — Болен лежит. Болят, болят плечики. — Сходи, кум, ты в огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики. — Попарил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает! Ведущая. Как у нашего соседа Весела была беседа. А у нас на весь двор Еще пуще разговор. Гуси — в гусли, утки — в дудки, Тараканы — в барабаны, Чечетки — в трещотки, Чайки — в балалайки, Кукушки — в колотушки, А веселые скворцы заиграли в бубенцы. Играют, играют, всех потешают. Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию. Уля. Здравствуй, Филя! Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Где ты был? Филя. У матушки. Уля. Что мать, гостинцев прислала? Филя. Мать прислала оладушек! Уля. А где же они? Филя. Я их под лавку положил! Уля. Экий ты, Филя, чудак! Филя. А ты бы, Уля, как? Уля. Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел. Филя. Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю… Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются. Уля. Здравствуй, Филя! Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Что мать прислала? Филя. Мать прислала сарафан. Уля. А где же он? Филя. Я его в печку положил. Уля. Экий ты, Филя, чудак. Филя. А ты бы как? Уля. Я бы его в шкаф повесила. Филя. Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю… Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются. Уля. Здравствуй, Филя! Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Что мать прислала? Филя. Мать прислала барана. Уля. А где же он? Филя. Я его в шкаф повесил. Уля. Экий ты, Филя, чудак. Филя. А ты бы как? Уля. Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила. Филя. Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются. Уля. Здравствуй, Филя! Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Что мать прислала? Филя. Мать прислала Настюшку. Уля. А где же она? Филя. Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал. Уля. Экий ты, Филя, чудак. Филя. А ты бы как? Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила. Филя. Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются. Уля. Здравствуй, Филя! Филя. Здравствуй, Уля! Уля. Что мать прислала? Филя. Мать прислала свинью. Уля. А где же она? Филя. Я ее за стол посадил да чаем напоил. Уля. Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля! Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей. Ведущая. Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на веревочки. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить — не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим». А вот и пироги поспели. (Вынимает пироги из печи). Как говорит народная пословица: «Что ни есть в печи, все на стол мечи». Приглашает всех присутствующих к столу. После чаепития проводятся игры. Ведущая. У кого там хмурый вид, Снова музыка звучит. Собирайся, детвора, Ждет вас русская игра. Игра «Колечко, колечко». Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) — колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги». Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят: Колечко, колечко, катись на крылечко, Через поле, через луг возвращайся, сделав круг! Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г. Науменко. Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» — колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает: Я по лавочке иду, Золот перстень хороню — В матушкин теремок, Под батюшкин замок. Вам не отгадать, не отгадать! Мне вам не сказать, не сказать! Сидящие отвечают: Мы давно уж гадали, Мы давно перстень искали — Все за крепкими замками, За дубовыми дверями. Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: Покатилось колечко с красного крылечка — По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко! Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.
|