Люсик: Дамы! Алюсик: Господа! Л: Леди! А: Джентельмены! Л: Пэры! А: Перихи! Л: Паны! А: Паненки! Л: Здравствуйте! А: Добрый день всем вам! Л: Вас приветствуют ведущие: А: Несравненный Люсик Л: И красавица Алюсик! Вместе: Люсик и Алюсик!!! (звучит музыка) Л: Чтобы наше знакомство не затянулось и вы сразу поняли, что мы представляем, открываем летний оздоровительный лагерь «Росинка»! А для работы в нашем лагере, чтобы наш с вами отдых был увлекательным, интересным подобраны самые лучшие люди. А: А давай проверим, знают наши ребята своих воспитателей или нет. Л: Давай! А как? А: Очень просто! Мы загадаем им загадки, а кто отгадает – поднимается на сцену! На зарядку кто с утра Отведет вас, детвора?! Без него мы как без рук, Ну, конечно, наш ……. (физрук) А как зовут нашего физрука?
Л: Если очень заболели Уши, нос и голова, Беспокоить нашу службу Можно с самого утра! И с ангиной не ворчи, Все равно спасут ………. (врачи )
А: Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные Пахучие котлеты, салаты, винегреты? (повар)
Л: Все ребята им, как дети Оли, Коли, Светы, Пети. Всегда помогут, ребятам-мечтателям Они не вожатые, а … (воспитатели)
А: В хозяйстве он незаменим. Бумагу, ручку, пластилин И все вопросы разные решает только он. В лагере он – самый главный, кто же это? (начальник лагеря)
Л: А теперь для ребят, которые отгадали наши загадки небольшой конкурс: вот вам лист бумаги, разорвите его на мелкие кусочки. (звучит музыка – 1 минута) А: А теперь сложите из этих кусочков название нашего лагеря. (складывают слово «РОСИНКА») Л: Молодцы! Справились с заданием, и для вас ребята из отряда «____________________» приготовили музыкальный номер. Встречайте : ______________________________________________________________ (музыкальный номер) А: Утро, вечер или ночь- Отгоняйте скуку прочь! Л: Здесь, в лагере, друзей не счесть, Песни есть и дружба есть! А: Встречайте отряд «_________________________» с песней «___________________________________________________________» (музыкальный номер) Л: Поиграем в игру «Я тоже!». Слушайте внимательно, и, когда надо, говорите хором: «Я тоже!» А: Я сегодня рано встала! Я тоже! В зоопарке побывала! Я тоже! Видела слона с слоненком! Я тоже! Он похож на поросенка! Возвратилась я во двор Я тоже! Во дворе скакал Трезор! Он гонялся за котом, И вилял своим хвостом! Л: Какие внимательные дети! Следующий музыкальный номер приготовил отряд «______________» Встречайте!________________________________________________ (музыкальный номер) А: Посмотрите, к нам гости!!!! (входят итальянец с переводчиком) Ит.: Римо,римо, ай-лю-лю! Пер.: Речь произносится на итальянском языке. Ит.: Синьоре энд синьорито, леди энд джентельменс. П.: Уважаемые девочки и мальчики! А также и руководители! Ит: Итальяно Челентано пламененто салюте! П: Итальянский турист приветствует вас! Ит: Бамбербей кари куду. П:Всех сразу. Ит: Кретино бембино, П: Самых сильных мальчиков, Ит: Коль ванто червино, П: Самых красивых девочек, Ит: Башковито доходяго, П: Прекрасных воспитателей. Ит: Лу промисиз токио честим П: Мне представилась тактя честь Ит: Дверучь экет праздненсус П: Поздравить вас с этим праздником – открытием лагерной смены! Ит: Хау хай П: И хочу вам пожелать Ит: Глобус организмус П: От всего сердца Ит: Дорофени мю проблем! П: Интересного отдыха в лагере, Ит: Конкскнус П: Где вы покажете свою силу, ловкость, смелость, сообразительность, находчивость, доброту, уважение к людям, ответственность Ит: Грандиозо ливенес! П: Хорошей вам погоды! Ит: Но, втакино, ку! Пер: Извините, регламент! А: Дорогие друзья, отдохните с дороги, а для вас ребята покажут номер, который подготовили. Встречайте!!! ____________________________________________________________ (музыкальный номер) Л: Друзья! Наши гости интересуются, хорошо ли вы изучили наш лагерь за эти дни. Они подготовили вам задания: 1. Какого цвета глаза у начальника лагеря? 2. Как зовут папу нашего физрука? 3. Как называется дискотечный магнитофон? 4. Как зовут мужа воспитателя отряда «Стильные штучки»? 5. Какой фирмы телефон у Резеды? 6. Какой цвет глаз у музыкального работника? 7. Как зовут брата вожатой из отряда «Следопыты»?
А: Какое задание вы приготовили для наших верно ответивших? Ит: Музыканто припаданто! П: Спеть частушки! (детям раздаются тексты частушек)
Утро началось с переполоха, Всех физрук погнал бегом бежать. Я хотел поспать еще немного, А меня заставили вставать.
Мы идем в столовую с друзьями, Вот бы как-то другу удружить. За обедом я ему с песнями Не забыл компотик посолить.
Тихий час, а спать так неохота, Мы ведь очень любим поболтать. «Что ж, друзья, - сказал вожатый строго, Кто не спит, пойдем тренировать!»
Л: Ай да артисты! Молодцы! А теперь посмотрим номер от отряда «_______________________________». ( музыкальный номер) А: Ребята, а давайте поиграем в игру «Подарки». Ваша задача – изображать то, что я называю. Маме – швейную машину, Папе – электробритву, Сыну – лыжи, Дочке – красивую куклу, которая качает головой и говорит: «Мама».
Л: А сейчас подарок для вас – выступление ребят из отряда «______________» с номером _________________________________. (музыкальный номер)
А: А у меня для ребят есть задачка – кто ее решит, тот, значит, самый умный в нашем лагере. Слушайте внимательно: У Люсика было всего 10 пусиков. Половину пусиков он рямкнул. Остальные нафучил на дыбыру. Четыре пусика отфучились от дыбыры и рямкнулись. Сколько пусиков осталось фучиться на дыбыре? (1)
Л: Вот мы нашли самого умного и сообразительного ребенка нашего лагеря. И ему посвящается следующий номер от ребят отряда «____________», они подготовили номер___________________________ (музыкальный номер) А: Лагерной смены теперь путь открыт, Лето веселой улыбкой манит, Солнце на небе сияет, вам дорогу освещает.
Л: Мы желаем вам успеха и заливистого смеха, Творите и дерзайте, друзья, не уставайте!!!!
«Открытие лагерной смены» Действующие лица: Кот Леопольд, лиса Алиса, 2 Мышонка, Баба Яга. Построение отрядов. Выходит кот Леопольд. Леопольд. Добрый день! Я очень рад, что вы приняли мое приглашение и пришли ко мне в гости. Мне так хочется с каждым из вас поздороваться, но вот задача — вас много, а я — один. А давайте проверим: все ли на месте. Отряды сдают рапорта главе дружины. Леопольд. Замечательно! Какие интересные названия придумали вы своим отрядам! Молодцы! Вдруг слышно, что кто-то кричит, как будто заблудился. Друзья! Это, наверно, к нам на полянку идут гости, но не могут отыскать тропинку сюда. По моему сигналу вы все хлопайте, кричите, топайте. Надеюсь, нас услышат. Вы готовы? Начали! А если попробовать так (закрикивает кричалочку). Парам-парэра! Дети. Хэй! Леопольд. Парам-парэра! Дети. Хэй, Леопольд. Парам-парэра! Дети. Хэй! Хэй! Хэй!!! Появляется лиса Алиса. Лиса. О, Базя, ты это куда запропастился? Я, понимаете ли, одна по лесу хожу, а... Леопольд. Извините, уважаемая Алиса, но вы ошиблись. Алиса. Да ладно тебе! Что, опять решил хитрить? Думаешь, я тебя не узнаю? Ну ты, Базя, и даешь! Леопольд. Извините, но я — кот Леопольд, а не Базя. Понимаете? Тут какая-то ошибка… Лиса Алиса начинает хохотать. Алиса. Извини, Леопольдушка, не могу я без шуток и розыгрышей. Меня к вам послал мой Базя, а сам он уехал в командировку, к Коту в сапогах. Тот его вежливости учит. Вот он и попросил меня помочь тебе гостей встретить, да в план работы мероприятия отобрать. Леопольд. Ну что ж, давай спросим наши отряды, каковы их предложения. Идет перекличка (каждый отряд дружно кричит название какого-либо интересного дела в план работы), Леопольд записывает. Леопольд. Спасибо, ребята, все ваши предложения мы учтем. Лиса. Ой, Леопольд, кто-то сюда идет, давай спрячемся и посмотрим, что будет. Появляются два Мышонка. Мышонок 1-й. Ой, где это мы? Ик-а! Мышонок 2-й. Точно, где это мы? Мышонок 1-й. О! Это кот! Мышонок 2-й. Не-а! Это не кот. Это Леопольд! Леопольд. Так, явились — не запылились! Что с вами произошло? Мышонок 1-й. Мы гуляли, гуляли... Вот... Гуляли... Ой, что это я? Мышонок 2-й. Ну вот, мы гуляли по лесу и решили тебе цветов насобирать... Вот. Мышонок 1-й. Ну, смотрим, метла лежит. Нарядная такая. Ну, лежит себе, лежит, никого не трогает, ну мы и... Мышонок 2-й. Решили ее взять, а она как полетит, как понесется... Мышонок 1-й. Как бешеная! Ну, вот мы и приземлились. Мышонок 2-й. Так и разбиться можно. Интересно, а чья это метла? http://www.bibliodetstvo.org.ru Дети. Бабы-Яги. Мышата. Ой, Бабы Яги, ой, мамочки! Что делать? Леопольд. Да не бойтесь, вы же среди друзей, да и праздник у нас, если вы еще не забыли! Мышонок 1-й. Точно, у вас сегодня праздник знакомств. Мышонок 2-й. Ой, а почему же тогда флаг опущен? Леопольд. Закончилась... смена, флаг опустили. А вот приехали новые ребята в лагерь, и мы сегодня даем старт... смене! Внимание! На подъем флага приглашаются... Внимание, лагерь! Стоять смирно! Флаг Российской Федерации поднять! Вольно! Леопольд. Друзья, у меня сегодня самый счастливый день. Я приобрел столько новых друзей. Старт... смене дан! Ура! Вдруг появляется Баба Яга. Баба Яга. Здравствуйте! Вот шла мимо, услышала музыку, думаю, дай зайду. Авось не прогонят. Леопольд. Проходи, проходи, Баба Яга, мы гостям рады. Баба Яга. А что это у вас тут за веселье? Мышонок 2-й. У Леопольда сегодня особенный день — он познакомился с новыми ребятами, и сегодня же открывается... лагерная смена. Баба Яга. Ой, касатик мой, поздравляю! Ой, изумрудный ты мой, поздравляю! Мышонок 1-й. Баба Яга, Баба Яга, ты извини нас, мы тут нечаянно метлу взяли, она такая красивая! Баба Яга. Конечно, красивая! Сама наряжала! Я сегодня добрая! У меня много метел, и все они нарядные и красивые. А вы хотите на моих метелочках покататься? Дети. Да! Баба Яга. Тогда я вам предлагаю игру. Кто быстрее ответит на 10 вопросов, помогающих узнать о лагере и людях, работающих в нем, тому и достанется одна из моих чудо-метелок. Отрядам вручаются листы с вопросами. · Для первого отряда 1. Сколько столбиков на веранде 4-го отряда? 2. Сколько лавочек в лагере? 3. Любимая песня завхоза? 4. Сколько шпингалетов на окнах столовой? 5. Сколько туалетов в лагере? 6. Сколько мужчин и сколько женщин в составе персонала лагеря? 7. Сколько детей отдыхает в лагере? 8. Как зовут собаку воспитательницы 6-го отряда? 9. Как зовут ди-джея? 10. Какого числа заканчивается смена? · Для второго отряда 1. Сколько скамеек у арки при входе в лагерь «...»? 2. Как зовут врача? 3. Любимое блюдо начальника лагеря? 4. Какие глаза у шеф-повара? 5. Количество ступенек, ведущих на 2-й этаж домика начальника лагеря? 6. Любимое занятие физрука? 7. Сколько человек живет в воспитательской отряда №…? 8. Какого цвета ворота нашего лагеря? 9. В каком году окончил школу вожатый ... отряда? http://www.bibliodetstvo.org.ru 10. В каком учебном заведении учится вожатая ... отряда? · Для третьего отряда 1. Какая марка часов у ...? 2. Сколько берез на территории лагеря? 3. Сколько человек отдыхает в лагере? 4. Какой цвет глаз у начальника лагеря? 5. Сколько сотрудников лагеря имеют отчество Николаевна (Николаевич)? 6. Когда в лагере 1-й банный день? 7. Назовите самое красивое место в нашем лагере? 8. Назовите самого прекрасного мальчика смены? 9. У кого из сотрудников самый большой размер обуви? 10. Кто самый маленький из отдыхающих детей? · Для четвертого отряда 1. Сколько урн для мусора в лагере? 2. Как зовут собаку сторожа? 3. Какого цвета глаза у воспитателя ... отряда? 4. Какая любимая песня у директора лагеря? 5. Сколько комнат в теремке? 6. Сколько зданий на территории лагеря? 7. Сколько литров в самой большой кастрюле в столовой? 8. Дети, какого возраста отдыхают в лагере? 9. В каком году основан Детский загородный лагерь «...»? 10. В каком учебном заведении учится вожатая... отряда?
Центральная Детская Библиотека
Лето -роскошные дни школьных каникул, когда дети открывают для себя мир и себя в мире, осваивают летнее пространство времени, пытаются узнать все о чем-нибудь, и что-нибудь обо всем добровольно и всегда с удовольствием.
В ваших руках сделать так, чтобы дети не скучали, чтобы им было интересно, весело, чтобы они окрепли, стали более здоровыми, а также нашли новых друзей.
Каждый день, каждый час этих каникул должен быть удивителен и неповторим. Мы можем помочь вам в этом.
Программа летнего чтения «Лето, книга, я – друзья»
Наименование мероприятия Форма мероприятия Дата
Центральная Детская Библиотека
2009 год – «По книжным тропинкам лета»
I этап «Книжный дождик июня»
«Книги в лучах солнца»
«И кот ученый свои мне сказки говорил»
«Книгопредставление для нескучного чтения»
II этап « Книжные джунгли зовут»
«Сказочный марафон»
«Что ни страница, то зверь, то птица»
«На книжной полянке июля»
III этап «Я город как книгу читаю»
«Наш край в древности»
«Бердск – город поэтов»
«Бердск: Что? Где? Когда?»
«Родной свой край люби и знай»
«Книжный калейдоскоп лета»
Подведение итогов программы
Презентация
Литературные гонки
Игра-путешествие
Слайд-обзор, беседа
Игра
Знакомство с творчеством
Беседа-обзор
Час информации
Поэтический час
Урок истории
Электронная викторина
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Библиотека – филиал № 2
«Лето звездное, будь со мной» Игровая программа Июнь - Август
Библиотека – филиал № 3
∙ Детская библиотека - территория творчества»
∙ «Добейся успеха»
∙ «В городе дорожных наук»
∙ «Милый сердцу край»
∙ «Сказ о волшебном цветке»
∙ «Волшебство книжного лета»
∙ «Любопытство: с него всё начиналось»
∙ «В волшебном царстве морей» Выставка-вернисаж
Урок профмастерства
Час безопасности
Выставка-диалог
Час путешествия
Выставка-экскурсия
Игра-викторина
Выставка-беседа Июнь
Июнь
Июнь
Июль
Июль
Июль
Август
Август
Библиотека – филиал № 4
∙ «Про зеленые леса и лесные чудеса»
∙ «Открывалась дверь, а там страна, сказкой названа она»
∙ «Сказочная шкатулка» Беседа
Игровая программа
Викторина Июнь
Июль
Август
Библиотека – филиал № 5
∙ «Начинай с зарядки день»
∙ «Звонкая строка»
∙ «Волшебный лабиринт» Интеллектуальные игры Июль
Июнь
Август
Программа летнего чтения и досуга «Лето, Книга, я — друзья»
«По книжным тропинкам лета»
Девиз: «Пусть девчонки и мальчишки каждый день читают книжки»
Презентация программы:
Праздник «Пусть всегда будет книга»
I этап -июнь- «Книжный дождик июня»
Литературные гонки «Книги в лучах солнца» Игра-путешествие
«И кот ученый свои мне сказки говорил» Электронный обзор
«Книгопредставление для нескучного чтения»
II этап-июль- «Книжные джунгли зовут»
Беседа-обзор «На книжной полянке июля» Игра «Сказочный марафон»
Встреча с творчеством Е. Чарушина
«Что ни страница, то зверь, то птица»
III этап -август- «Я город как книгу читаю»
Час информации «Наш край в древности» Поэтический час «Бердск - город поэтов» Урок истории «Бердск: Что? Где? Когда?»
Подведение итогов программы: Праздник «Книжный калейдоскоп»
Творческое задание на летние каникулы: «Книжный хит лета»
Прочитать 2-3 книги - новинки выставки «Герои книжных полок зовут меня читать» с эмблемой «солнышко», написать и творчески оформить свой отзыв о книге или совет-рекомендацию другу.
Среди подростков наблюдается повышение интереса к всевозможным играм, состязаниям, связанным с некими экстремальными переживаниями, например, пейнтбол, картинг, большие ролевые игры (так называемые «военные маневры», основной целью которых является сражение большого количества человек, взятие крепости и т.п.). Также появляются новые игры - городские путешествия, задача игроков которых как можно быстрее преодолеть определенное количество контрольных точек, разбросанных по всему городу, собрать некий код и получить выигрыш.
Данная тенденция особенно заметна среди городских подростков. С чем это связано? В современном урбанистическом обществе, человек настолько окружен комфортом и всевозможными благами цивилизации, что утрачивается некоторый азарт, острота эмоциональных переживаний. Режим дня современного подростка строго определен и подчинен определенным нерушимым правилам, которые не позволяют молодому человеку пережить в его повседневной деятельности каких-то ярких событий. В связи с этим и появляется у современных подростков потребность в новых, острых переживаниях, в том, что мы называем приключением.
В словарях дается следующее определение приключения …..
Приключение – это преодоление, некая ситуация, с которой человек встречается впервые и которая требует от него максимальной концентрации всех моральных, а порой и физических ресурсов. Новизна ситуации, ее экстремальность, непредсказуемость последствий, наличие и необходимость преодоления трудности вкупе дают мощное эмоциональное переживание, которое в обычной, будничной жизни недоступно современному подростку. Приключение – это игра, способная увести подростка за рамки обыденности.
Данный феномен имеет большой потенциал в плане педагогики и приключение можно использовать для решения педагогических задач. Во-первых, приключение связано с преодолением (своих страхов, неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет работать с развитием волевой сферы подростков. Во-вторых, приключение, как правило, предполагает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность педагогам использовать приключение для тренировки навыков делового общения подростков. В-третьих, приключение подразумевает острые эмоциональные переживания участников и открывает возможность педагогу работы с навыками саморегуляции подростков.
Для того, чтобы приключение не было просто развлечением и имело результатом не только получение подростком положительного эмоционального заряда (хотя это немаловажный аспект приключения, если не сказать, обязательный), приключение не должно носить стихийный характер (в данном случае велика вероятность получения подростком ярких, но весьма негативных эмоциональных переживаний), а быть организовано.
Для того, чтобы приключение состоялось и имело результатом получение подростком некоторого социального опыта и служило мощным инструментом решения педагогических задач педагога, оно должно быть организовано по определенным правилам, иметь четкие границы, отвечать принципам безопасности (как психологической, так и физической), целесообразности, культуросообразности , природосообразности, быть валентным. Разберемся по порядку с указанными компонентами приключения как педагогического явления.
Итак, правила приключения . Приключение – это априори игра. С различной степенью риска, но всегда игра. Любая игра имеет правила, так как только наличие правил, некоторых ограничений, дает возможность поставить цель и, соответственно, достичь ее. Также правила позволяют контролировать игру, так как нарушение правил подразумевает наложение на игрока неких санкций. Правила позволяют игре не превратиться в хаотичное и бесцельное времяпровождение.
Границы приключения . Границы приключения можно рассматривать с двух сторон. Первая – граница, как временная рамка, то есть приключение ограничено по времени. Вторая сторона – пространственная. Приключение ограничено по территории. Выход за границы, определенные приключением невозможен (то есть, возможен, но только не в специально организованных приключениях). Стихийные приключения, такие как, например, «хоббитские игры», границ организовано не устанавливают, оставляя это право за участниками. Как правило, очень небольшое количество подростков могут самостоятельно установить для себя четкие границы «вот тут я играю в эльфов, меня зовут Леголас, и я пытаюсь спасти Средиземье, а вот тут я учусь в одиннадцатом классе средней школы, и меня зовут Ваня». Отсюда и большое количество, так называемых, «заигравшихся», для которых границы между приключением как выходом за рамки обыденности и этой самой обыденностью стерлись. Именно поэтому в организованном приключение границы имеют важную роль и должны быть четко определены педагогом.
Обозначение границ напрямую связано с принципом безопасности приключения. Эмоциональные переживания подростка, связанные с необходимостью преодоления, необходимостью активных действий в нестандартной, новой для него ситуации, которой является приключения, могут оказаться слишком сильными. И может случиться так, что подросток будет не в силах самостоятельно с ними справиться. Педагог должен следить за тем, чтобы эмоции, которые испытывает подросток в процессе приключения, не нанесли ему психологической травмы, направлять мощный эмоциональный поток в конструктивное русло, помогать подростку анализировать его переживания. Так же, как правило, приключение связано с некой экстремальностью ситуации, наличие риска для физического здоровья. В правильно организованном приключении данная форма риска должна быть лишь видимостью. Одна из важнейших задач педагога, максимально свести на нет возможность получения подростком травм в процессе приключения.
Данная задача напрямую связана с следующим принципом организации приключения – принципом природосообразности . Уровень сложности приключения напрямую зависит от возможностей участников процесса. Трудности, препятствия должны соответствовать уровню возможностей участников. Другими словами, они должны быть преодолимы. Здесь важно выдержать баланс между «очень просто» и «невозможно!», так как в контексте приключения эти слова являются синонимами слова «неинтересно». Приключение должно захватывать и вызывать у подростка желание идти дальше, не останавливаться, преодолевать.
Здесь мы вплотную подошли к таким компонентам приключения, как принцип культуросообразности и валентность . Выше упомянуто о том, что приключение, помимо острых эмоциональных ощущений, ярких переживаний должно вызывать интерес. Правильнее сказать наоборот: приключение должно заинтересовать подростка, чтобы в последствии он испытал эти острые эмоциональные переживания. И для этого педагогу необходимо выбрать притягательную оболочку для своего приключения. Валентность здесь мы понимаем как образование связей, то есть валентное приключение – это приключение, которое образует у подростка сильные эмоциональные связи между ним и происходящими во время приключения событиями, помогает идентифицировать себя как определенного, хорошо известного ему героя. Например, приключение, посвященное теме пиратов, которая стала актуальной и притягательной благодаря голливудскому блокбастеру «Пираты Карибского Моря», будет образовывать четкие связи с образами героев данного фильма, подростки будут подсознательно идентифицировать себя с ними. А так как фильм популярен, тема пиратов интересна, то и приключение, организованное в данном ключе будет интересно подросткам.
Вообще, для оболочки приключения необходимо выбирать такие темы, которые вызывают у подростков наиболее яркие визуальные образы, то, что знакомо всем. Например, игра-приключение, посвященная жизни и быту оленеводов племени алеутов с крайнего севера будет вызывать меньше интереса, и рисовать в воображении подростков не такие яркие картинки, как игра-приключение, посвященная великой охоте воинственных индейцев Северной Америки.
Для организованного приключения, как педагогического явления, помимо внешней притягательности не менее важно внутреннее наполнение. И здесь также необходима гармония между «оберткой» и «содержимым». Это подводит нас к принципу целесообразности в организации приключения. Педагогические задачи, которые педагог собирается решать с помощью приключения, должны соответствовать выбранной форме.
На базе лагеря можно успешно использовать приключенческую площадку, с помощью которой могут решаться как игровые, так и педагогические задачи. Для примера, во второй день организационного периода смены в центре «фримены» можно провести мероприятие, которое назовем «Тропа Фрименов». Данное дело направлено на решение ряда задач. Во-первых, с помощью «Тропы» участники программы погружаются в игровой контекст лагеря, во-вторых, знакомятся с особенностями центра «Фрименов», ценностями и традициями игровой группы, в-третьих, пробуют свои силы в деловом взаимодействии и в-четвертых, получают яркие эмоциональные переживания. И так как «Тропа» - мероприятие командное, у педагога появляется возможно диагностики лидеров своего временного детского объединения.
«Тропа Фрименов» представляет собой игру-путешествие, по ходу которой участникам необходимо преодолеть ряд препятствий, выполнить определенные задания, причем пройти тропу в одиночку невозможно. В чем же отличие «тропы» от обычного дела на объединение центра, почему ее можно назвать приключением?
Перед началом дела участникам предлагается некое легендарное обоснование необходимости прохождения тропы, объясняются основные правила, представляются возможные варианты результатов. С помощью различных приемов (тематические стихи, песни, тон разговора и т.п.) создается определенная атмосфера предстоящего действа, придается некоторая таинственность и серьезность. Именно благодаря этому обычная деревянная лавка, стоящая на асфальтовой дороге становиться для старшеклассников тонким мостиком, перекинутым через бездонную пропасть, а переправа по ней – незабываемым приключением.
Далее, уже на тропе, каждое упражнение делиться на три этапа: объяснение правил испытания, их обсуждение, определение временных границ, подготовка к его выполнению; прохождение испытания; анализ произошедших событий, эмоций, которые сопровождали участников во время прохождения и которые они испытывают по завершению, акцентирование внимания на новом опыте, приобретенном участниками в процессе выполнения задания.
Несмотря на то, что данное мероприятие проходит в игровой форме, по уровню воздействия оно сравнимо с тренинговыми занятиями и позволяет педагогу решать сложные педагогические и психологические задачи.
На протяжении всего мероприятия педагоги следят за физическим и психологическим состоянием участников. Прохождение «тропы Фрименов» предполагает от участников больших затрат как физических сил, так и сил психических. Для многих участников «тропа» является стрессовой ситуацией, и тут важно увидеть проблему вовремя и решить ее немедленно. Именно для этого приключение разбито на несколько этапов и внутри него границы игрового и неигрового пространства четко определены. Это помогает педагогу обеспечивать максимальную психологическую безопасность участников.
По завершении приключения, когда пройдены все этапы «тропы», происходит эмоциональный финал дела, где участникам дается возможность сбросить накопившиеся эмоции, поделиться друг с другом своими переживаниями.
Правильно организованное приключение – это своего рода безопасное социальное пространство, где подросток может без риска для здоровья (как психологического, так и физического) попробовать свои силы, испытать себя и удовлетворить свою потребность в новых, ярких, острых эмоциональных переживаниях, недоступных ему в рамках обыденности. Игровой контекст приключения с одной стороны придает ему некоторую несерьезность, нереальность происходящего, с другой стороны позволяет более глубоко погрузиться в таинственный мир опасностей и романтики. И задача педагога, помимо задач психолого-педагогических, создать эту безопасную зону, помочь подростку ощутить всю остроту ощущений, связанных с преодолением «непреодолимого» и вынести из приключения максимально пользы для себя.
|