Оборудование:
1. Стенды «Неделя русского языка и литературы» (тематические газеты и плакаты). 2. Выставка книг (учебники и учебные пособия по русскому языку и литературе, различные словари, журналы, буклеты и др.) 3. Воздушные шарики для игры-разминки «Шарики за ролики». 4. Атрибуты для ролевых сцен: книги, глобус, диадема для Принцессы, указка, очки, шапка магистра для Профессора, перо, чернильница, листы с буквами русского алфавита (А-М), трубка и кепи для Шерлока Холмса, цилиндр, тросточка для Ватсона. 5. Фонограммы (фанфары, песня «Школьная страна», музыка Дашкевича из к/ф. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона). * звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, друзья! Мы рады сообщить Вам об открытии в нашей школе недели русского языка и литературы! *Выходят Принцесса и Профессор. Принцесса: Предметная неделя это скучно, Мы знаем все, ничем не удивить. Быть может, будет лучше, Предметную неделю отменить? Профессор: Как можно? Вы простите! Тогда, быть может, жить без языка? Зачем читать, писать учиться? Зачем историю, географию нам знать? Давайте отдыхать и веселиться, Давайте в облаках летать! Принцесса: Нет, нет, постойте, уважаемый Профессор, Что значит жить, существовать без языка? Как нам общаться? Так неинтересно. Я не согласна! Не согласна! Ни-ког-да!
Язык нам нужен и история нужна, Без языка не будет мир так дружен, Однако не доступны нам они, пока Мы мир невежества и лени не разрушим!
Пускай гонцы разносят эту весь! Мы начинаем праздник, дел не счесть!
Ну что ж, неплохо, всё хорошо идет, Теперь представьте поскорей газету, И расскажите нам,что будет? Что пройдет? Позвольте путешествовать по свету!
*Принцесса и Профессор рассматривают газеты и плакаты учащихся и оценивают. Неплохо вы сегодня постарались! Но этого, поверьте, мало мне, Хочу, чтоб сильно вы не расслаблялись, И на неделе потрудились вы вдвойне! Хочу, чтоб знали больше об истории!
Повелеваю!
Во вторник всем беседы провести, Узнать как можно больше о писателях, поэтах, Перелистать все книги, словари, И в просвещенье я не потерплю запретов!
А в среду грамотность пускай проверят срочно, Мы должны знать, кто лучше, кто мудрей, Определить всех знатоков МОГУЧЕГО, Помошники пускай помогут поскорей.
Ораторы нужны нам в государстве, Поэтому в четверг узнаем мы, Кто лучший чтец в великом царстве, Кто постоит за честь страны.
Профессор: Но, но, спокойно! Разошлась ты, матушка! Не уж-то ты надеешься найти И умных, и начитанных, и знающих? Уверен стопроцентно, нет таких! Принцесса: И не указывай! Я знаю, что я делаю! Повелеваю отыскать! И в пятницу проверку знаний сделаю, Кто знает то, чего нельзя не знать. Здесь будут конкурсы, брейн-ринги, викторины, Здесь будет всё: и слезы радости, и смех. Прошу вас, взвесьте, рассчитайте силы, Вас впереди удача ждет, успех!
А дальше праздник ждёт вас и награды, Вы слышите? Вам постараться надо! Ждет путешествие в Великую Страну!
*Принцесса и Профессор удаляются. *Звучит фрагмент песни «Школьная страна» Все участники выходят на сцену и садятся за школьные парты. Как только прозвучит фрагмент, учащиеся выстраиваются по порядку на сцене. Ведущий: Знание языка, владение устным и письменным словом, конечно, имеет огромное значение в жизни, для общества. Недаром народная мудрость гласит: 1 чтец: Без грамматики не выучить и математики. 2 чтец: Учиться- всегда пригодится.
1 чтец. Что же такое грамота? В переводе с греческого - чтение и письмо. Слово грамотный имеет разные значения. Грамотный человек – человек, умеющий читать и писать. Грамотный специалист – обладающий необходимыми сведениями в определенной области деятельности. Грамотный чертеж – чертеж, выполненный со знанием дела. Грамотное сочинение – сочинение без грамматических и стилистических ошибок. 2 чтец. Народная мудрость гласит: «Сперва аз да буки, а потом другие науки» А что же такое аз, буки? (Это название первых букв славянского алфавита) 3 чтец. А как назывался славянский алфавит? (Кириллица) Кириллица лежит в основе русского и казахского алфавитов. *Чтецы по очереди поднимают буквы русского алфавита и произносят их древнее название. А – аз, т.е. я Б – буки, т.е. буква В – веди, т.е. знаю Г – глаголь, т.е. говори Д – добро Е – есть Ж – животные З – земля Л – люди М - мыслить… 4 чтец. Ежегодно 24 мая в Болгарии отмечают праздник в честь Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий – древние византийские ученые. Более тысячи лет назад они составили славянский алфавит. 5 чтец. Славянский алфавит за все время своего существования претерпевал изменения. В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки и упростил особо трудные по написанию буквы. В 1918 году была новая реформа, и из алфавита исключили 5 букв. Ведущий: Издавна говорят: 1 чтец: Азбука – к мудрости ступенька. 2 чтец: Продай кафтан, купи буквицу. 3 чтец: Аз, буки, веди страшат, как медведи. 4 чтец: Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. 5 чтец: Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 6 чтец: А вы знаете, как учили грамоте на Руси? Занятия в древнерусской школе шли от темна до темна. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, второй читал «по складам», третий изучал «Часослов». Каждый свое читал вслух. Отвечал ученик перед учителем на коленях. Не справившиеся с заданием подвергались физическому наказанию. Ведущий: Быть грамотным, т.е. уметь читать и писать, очень важно. Перед Вами миниатюра Владимира Гончарова «О грамоте и больной ноге». Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею: - Будь другом, напиши письмо, а то я не умею… - Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. - Через неделю приходи, авось болезнь пройдет. - Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. - Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год. Но без меня мое письмо никто не разберет. Ведущий: А эту миниатюру создала современная школьная жизнь. *За столом 2 ученика. 1 ученик: Ну почему ты, Мейрлан, учительницу не слушаешь? Сколько раз она тебе говорила: «Работай над почерком. Пиши разборчиво». А ты, как курица, царапаешь. Что ты в слове «дорога» написал – «а» или «о»? 2 ученик: О! 1 ученик: Ну вот! Опять учительница будет говорить, что я безграмотный, потому что у меня из-за твоего почерка еще одна ошибка будет! Ведущий: Знание языка, владение словом очень влияет на качество нашего общения. 7 чтец: Я с ученицей был знаком: Выписывая цифры, Она водила языком, Как обезьяна в цирке. Нельзя об этом промолчать, Ведь это очень грустно! Нам дан язык, чтоб отвечать Не письменно, А устно! Ведущий: Что значит «водить языком»? (Повторять) А как называется это и подобное ему выражение? (Фразеологизмы) Фразеологизмы помогают передать информация ярко, образно. А сейчас предлагаем зрителям небольшую разминку «Шарики за ролики». Закончите фразу, написанную на шарике. *Участники берут заранее приготовленные воздушные шарики, на которых написаны выражения о языке, учении не полностью. Они раздают шарики зрителям в зале и предлагают закончить выражения. Примеры: Язык мой - …. (враг мой) Держать язык за….(зубами) Век живи, век….(учись) Ученье – свет, неученье - ….(тьма) Язык до Киева….(доведет) Учиться – всегда….(пригодится) Прикусить….(язык) Филькина….(грамота) и др *Участники рассаживаются в зале. Ведущий: Умение владеть словом нужно в разных сферах человеческой деятельности… И даже в этой… *Звучит музыка Дашкевича из к/ф «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Из–за кулис выходят знаменитые герои рассказов Конан Дойля. Доктор Ватсон: Холмс, мне пришло странное письмо с предложением посетить пациента (показывает письмо). Шерлок Холмс: Что же тут странного, Ватсон? Все доктора должны посещать своих пациентов, если они больны. Доктор Ватсон: Да, но письмо без адреса! К кому ехать и, главное, куда, мне не ясно! Шерлок Холмс: Что же написано в этом письме? Возможно, его содержание поможет нам узнать, кто нуждается в докторе. Доктор Ватсон: (читает) … Красавец в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. С душою прямо геттингенской… Шерлок Холмс: Боюсь, Ватсон, путь к этому пациенту будет долгим, т.к. живет он не где - нибудь, а в далекой России. Доктор Ватсон: Да с чего вы взяли? Шерлок Холмс: Элементарно, Ватсон! У этого человека налицо все признаки заболевания, распространившегося по всей Европе в начале 19 века. Название этого недуга - романтизм, им заболели многие молодые люди по всему миру. Доктор Ватсон: Да, но почему тогда именно Россия? Не Франция, не Англия, не Бельгия? Шерлок Холмс: Элементарно, Ватсон! (берет письмо). Мне знаком этот слог. Четырехстопный ямб, смежная, опоясывающая рифма, «онегинская строфа» - все говорит о том, что это рука великого Пушкина. Так что «с душою прямо геттингенской» ваш пациент Владимир Ленский. Доктор Ватсон: Действительно, элементарно *Герои удаляются за кулисы под ту же музыку. Ведущий: Дорогие друзья! Неделя русского языка и литературы считается открытой! *Участники возвращаются на сцену. Вас ждут интересные уроки и внеклассные мероприятия наших педагогов. Мы надеемся они вызовут у вас желание изучать русский язык, читать произведения русской литературы. На протяжении почти всего 20-го столетия русский язык был связующей нитью между многими народами. И сейчас в нашем родном Казахстане русский язык не утратил своей объединяющий силы, ведь благодаря ему понимают друг друга узбеки и казахи, татары и чуваши, русские и немцы, чеченцы и корейцы, украинцы и молдаване и еще многие и многие, кто живет в нашей прекрасной стране. 1чтец. Стихотворение «Овладей русской речью». (И.Гришашвили) 2чтец. «Мой русский язык». (С.Данилов) 3чтец. «Два языка». (Т.Зумакулова) 4чтец. «Выучи русский язык».(С.Абдулла) Все участники (хором) Речь Пушкина и Чехова, Родной язык любимый, В награду дан ты на века. Ты – наша гордость, наша сила И роль играешь в жизни маяка.
|