Оформление: В зале установлены макеты деревьев в осеннем убранстве. Между деревьями стоят мольберты. Звучит музыка (по выбору музыкального руководителя). Дети входят в зал и садятся.
Ведущий. Октябрь — это уже настоящая осень. Пышно убранная и нарядная, она сменяется другой — серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг, — словом, превращается в ту “Золушку”, которая зовется у нас в России поздней осенью.
Звучит песня “Журавли” (муз. А. Лившица, сл. М. Познанской). Ведущий. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый — рождают светлую радость. Давайте попробуем изобразить смену этих настроений.
Танцевальная импровизация “Солнышко и дождик” (муз. А. Филиппенко). Ведущий. А сейчас послушаем, как с помощью музыки композитор передает красоту осенней природы.
Звучит “Осенняя песня” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. Ведущий. Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно — и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлет — и снова падение. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный. Короткие музыкальные фразы успокаивают, уговаривают, утешают. Я вижу, вы, конечно, узнали музыку. Назовите это произведение! (Ответы детей). Правильно. А о чем рассказала нам эта музыка? Что вы услышали в ней? (Ответы детей). Из программы О.П. Радыновой “Музыкальные шедевры”. Ведущий. У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Осень очень любил А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу, приближалась Довольно скучная пора — Стоял ноябрь уж у двора.
Песня “Кто сказал, что осень грустная пора?” (муз. О. Девочкиной, слова Г. Якуниной). Ведущий. Да, осень — самое выразительное время года. Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся — не налюбуешься!
Балетный этюд-импровизация “Краски осени” (исполняет взрослый, музыкальное сопровождение — по выбору музыкального руководителя). Ведущий. А сейчас я попрошу вас все свои впечатления передать с помощью красок на листе бумаги.
Дети тонируют лист яркими разноцветными красками. Звучит музыка по выбору музыкального руководителя (П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.). Ведущий. Ребята, посмотрите: ваши рисунки добавили еще больше красок в убранство нашего зала. Послушаем, как это многоцветье передал в своем стихотворении поэт И. Бунин. Ребенок. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца… Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. Ведущий. Давайте соберем листочки и споем о них песню.
Песня “Осенний букет” (муз. Т. Попатенко, сл. М. Лаписовой). Ведущий. А кто из вас, друзья, видал, Как все в лесу переменилось? В лесу был дан осенний бал! Деревья все принарядились: Кто в пестрый шелк, а кто в атлас — Лишь сосны строгие да ели Свой хвойный бархат — радость глаз — Опять снимать не захотели. Нагладив желтый свой батист, Пришла красавица березка И вдруг стряхнула первый лист, Как тонкий волос у прически. Явившись раньше всех на бал, Оркестром ветра оглушенный, С рябиной ясень танцевал, На удивленье приглашенных. И, позабыв про этикет, Так громко клен в ладоши хлопал, Что сбросил золотой манжет И сделался чуть-чуть растрепан. А старый дуб, качавшись в такт, Не в силах был остановиться. А вы хотели б тоже так В осеннем вальсе закружиться? Н. Асран
Танец с листочками (музыка по выбору музыкального руководителя). Ведущий. А теперь, ребята, я предлагаю вам закончить свой рисунок.
Дети рисуют осенний лес и демонстрируют свои пейзажи. Ведущий. Согласитесь: вызывает восхищенье детских рук прекрасное творенье!
|