Цели:
• Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике.
• Расширить словарный запас учащихся.
• Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер, экран, презентация.
План занятия:
1. Орг. момент
2. Эмоциональный настрой
3.Практическая часть.
4.Физминутка
5.Рефлексивная деятельность
6.Обощение, итог занятия
Ход занятия :
1.Организационный момент
2. Эмоциональный настрой
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
3. Практическая часть
Древние египтяне. (слайд 3)
Основным критерием к попыткам объяснить закономерности и понять структуру мироустройства этого народа было чувственное невнимательное восприятие. Следуя такой логике, Землю принято было считать плоской, а все пространство над головой – неким опирающимся на эту плоскость куполом (на иллюстрации свод опирается на горы).
Относительно яркого дневного света и его заметного даже невооруженному глазу концентрированного источника Солнца представления были таковы, что это не что иное, как некая богоподобная, превосходящая людское мировоззрение, прогрессивная сущность – Бог Ра, объезжающий купол по кругу на своей колеснице, чтобы дать людям благодатное светло. Этим объяснялось и перемещение светила в течение дня в разные части небосвода.
Народы Междуречья (слайд 4)
Здешние представления были во многом схожи с египетскими. Вселенная объяснялась, как некое замкнутое пространство, центром которого является Земля, которая, в свою очередь, находится на возвышенности неких мировых вод, образующих вершину.
Между нашей Землей и т.н. небесной плотиной имеется непроницаемая стена, окружающая наш покой со всех сторон. Вокруг – море, попадание в которое смертельно для человека.
Небо принято было понимать как все тот же купол, умело выкованный из металла верховным бором Мардуком. Дневной свет объяснялся отражением от металла солнечных лучей, а наступление ночной тьмы и наличие звезд – как свободное время для игр Богов, которые, забавляясь, развешивали звезды и «Луны» по основанию свода.
Древние греки (слайд 5)
Земля представлялась дискообразной плоскостью, а явления природы, согласно признанной позиции философа Фалеса Милетского, представляли собою производные от единой первопричиной материальной субстанции – воды. Предполагалось, что вокруг Диска находится не ведающее границ море.
Движение солнечного круга на небе поясняли прогулкой на колеснице, предпринимаемой каждое утро Богом Гелиосом.
Несколько позже пифагорейцы отказались от теорий Фалеса и даже высказали предположение об округлой форме планеты. В частности, А. Самосский категорично утверждал, что Земля, а равно и другие планеты, круглы и движутся вокруг Солнца, но за эти не терпящие оспаривания речи он традиционно для человеческой истории был подвергнут порицанию и стал изгнанником поневоле в прямом смысле этого слова – вынужден был по приказу покинуть.
Народы Индии (слайд 6)
Астрономические представления индийцев практически идентичны с египетскими воззрениями на этот счет. Разница только в «подробностях». Так, будучи плоской, Земля с центральной горой и четырьмя ее склонами держится на спине трех слонов, которые стоят на спине громадной черепахи, путешествующей по некоему бесконечному океану.
Однако в период с 400 по 600 года был создан целый цикл математических сочинений (Сид Ханта), объединивший работы сразу нескольких ученых, высказавших предположение о шарообразной форме планеты и даже о наличии круговых орбит вокруг них (близко к работам о системе мира по Аристотелю). Упоминалось также вращение планеты вокруг собственной оси.
Астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год. И вот … Старт! Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной – Байконур. Слайды 7-14.
Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советский космонавт Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1». (слайды 15-19)
Терешкова В.В. Слайды 20-22
Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» с использованием гибкой шлюзовой камеры. Слайд 23.
Первые люди на Луне. Кто они? Нейл Армстронг - первый человек, ступивший на Луну. Эдвин Олдрин, второй человек, ступивший на поверхность Луны. (слайд 24)
4.Физминутка
У лягушки дом в пруду.
Домик пеночки в саду.
-Эй, цыпленок, где твой дом?
-Он у мамы под крылом
5.Рефлексивная деятельность.
-Что показалось вам самым интересным в сегодняшнем уроке? Может вы узнали то, чего до сих пор не знали?
-Что доставило вам на уроке радость, удовольствие?
-А может вас что-то огорчило?
-Какое настроение у вас после сегодняшнего занятия?
-Так что же необычного показалось вам в сегодняшнем уроке?
6.Обобщение, итог занятия.
Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт: ракета!
|